2016. — Т 7. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/05sfk416.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 623.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Руслякова, Е. Е. Особенности социального взаимодействия и личности младших школьников из неполных семей / Е. Е. Руслякова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2016. — Т 7. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK416.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Особенности социального взаимодействия и личности младших школьников из неполных семей
Руслякова Екатерина Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Кандидат психологических наук, доцент
E-mail: ekaterina-ruslyakova@yandex.ru
Аннотация. Семейная ситуация оказывает сильное влияние на формирование и, закрепление новой системы отношений с людьми, обществом в целом, формирует личность и определяет потенциал развития. Поскольку в младшем школьном возрасте черты личности и характера еще только формируются, важно предупредить неправильное, негармоничное развитие личности. В исследование принимали участие дети из неполных и полных семей (экспериментальная и контрольная группа), использованы надежные методы социально-психологического исследования и методы математической статистики (Манна-Уитни U-критерию).
Подводя итоги этого исследования выявили, что в первую очередь существуют различия у детей из полных и неполных семей в отношении социальной ситуации, выражены конфликтные и неудовлетворительные социальные отношения и лишь во вторую очередь, различия проявляется в слабой и менее гармоничной личностной структуре.
Среди значимых различий, особенно выраженных: у детей из неполных семей чаще обнаруживается неудовлетворенность семейными отношениями, конфликт к отцу, враждебность. Наиболее выраженной конфликтной сферой у младших школьников из неполных семей являются отношения с отцом, по сравнению с детьми из полных семей.
Личность младших школьников из полных семей и неполных семей имеют общие схожие черты, но в большей степени различия. Так все дети младшего школьного возраста комформны, добросовестны, слегка тревожны, обладают в целом хорошим настроением. Вместе с тем, дети из неполных семей менее общительны, их интеллектуальная сфера сформирована слабее, они менее эмоционально устойчивы, беспечны, робки, зависимые, обладают низким контролем поведения, и им свойственен высокий уровень напряженности.
В результате исследования, очевидно, что младшие школьники из неполных семей могут относиться к категории риска по психосоциальному фактору и нуждаются в социальной и психологической помощи.
Ключевые слова: социальное взаимодействие; неполная семья; ребенок; личность; конфликтные отношения; конфликт с отцом; межличностное взаимодействие; отношения; конфликт
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.