Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2016 №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/05sfk416.html

Полный текст статьи в формате PDF


Ссылка для цитирования этой статьи:

Руслякова Е.Е. Особенности социального взаимодействия и личности младших школьников из неполных семей // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2016 №4, https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Особенности социального взаимодействия и личности младших школьников из неполных семей

Руслякова Екатерина Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Кандидат психологических наук, доцент
E-mail: ekaterina-ruslyakova@yandex.ru

Аннотация. Семейная ситуация оказывает сильное влияние на формирование и, закрепление новой системы отношений с людьми, обществом в целом, формирует личность и определяет потенциал развития. Поскольку в младшем школьном возрасте черты личности и характера еще только формируются, важно предупредить неправильное, негармоничное развитие личности. В исследование принимали участие дети из неполных и полных семей (экспериментальная и контрольная группа), использованы надежные методы социально-психологического исследования и методы математической статистики (Манна-Уитни U-критерию).

Подводя итоги этого исследования выявили, что в первую очередь существуют различия у детей из полных и неполных семей в отношении социальной ситуации, выражены конфликтные и неудовлетворительные социальные отношения и лишь во вторую очередь, различия проявляется в слабой и менее гармоничной личностной структуре.

Среди значимых различий, особенно выраженных: у детей из неполных семей чаще обнаруживается неудовлетворенность семейными отношениями, конфликт к отцу, враждебность. Наиболее выраженной конфликтной сферой у младших школьников из неполных семей являются отношения с отцом, по сравнению с детьми из полных семей.

Личность младших школьников из полных семей и неполных семей имеют общие схожие черты, но в большей степени различия. Так все дети младшего школьного возраста комформны, добросовестны, слегка тревожны, обладают в целом хорошим настроением. Вместе с тем, дети из неполных семей менее общительны, их интеллектуальная сфера сформирована слабее, они менее эмоционально устойчивы, беспечны, робки, зависимые, обладают низким контролем поведения, и им свойственен высокий уровень напряженности.

В результате исследования, очевидно, что младшие школьники из неполных семей могут относиться к категории риска по психосоциальному фактору и нуждаются в социальной и психологической помощи.

Ключевые слова: социальное взаимодействие; неполная семья; ребенок; личность; конфликтные отношения; конфликт с отцом; межличностное взаимодействие; отношения; конфликт

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

?>