2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/05klsk319.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 390.3 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Протопопов, С. С. Оберег как часть национальной картины мира саха / С. С. Протопопов, Е. Р. Николаев // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/05KLSK319.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Оберег как часть национальной картины мира саха
Протопопов Семен Семенович
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия
Доцент кафедры «Культурологии»
Кандидат культурологии
E-mail: ss.protopopov@mail.ru
Николаев Егор Револьевич
ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов
Севера Сибирского отделения Российской академии наук», Якутск, Россия
Младший научный сотрудник
Кандидат филологических наук
E-mail: 1953307@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3782-8402
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=840249
Аннотация. В статье анализируются семантика, функции и специфика оберегов саха в контексте национальной картины мира. В работе раскрывается самобытная система оберегов, для интерпретации которой были применены структурно-функциональный, системный, семиотический, герменевтический методы с учетом различных культурных факторов (временной, пространственный, структурный и т. д.). В статье репрезентируются особенности использования различных рукотворных и природных предметов, выполняющих защитные функции. В работе затрагивается проблема внешней трансформации оберегов, которая обусловлена изменениями социокультурной среды (урбанизация, нивелирование национальных традиций). Авторы считают, что основное назначение оберегов – защитная функция – сохраняется в неизменном виде. Данная функция основывается на религиозные воззрения, календарный цикл жизни, организацию быта и ведение хозяйства в гармонии с природой. Существенным фактором живучести исконной системы оберегов является сохранение и развитие традиционных занятий народа саха (скотоводство, коневодство, охота, земледелие, кузнечное дело, рыболовство, собирательство). Эти факторы были учтены при проведении практических занятий, в результате которых выявлены три основных типа оберегов: религиозные, природные (экокультурные), детские. Авторы делают вывод, что система оберегов народа саха имеет признаки объективной мотивации и субъективной оценки, которые влияют на определение места и роли оберега в повседневной жизни, при проведении ритуалов. Выраженной мотивацией выбора оберега является религиозный аспект, переплетенный с субъективным отношением и вербализацией и опредмечиванием символических кодов культуры. Полученные результаты исследования являются фрагментом, служащим для воссоздания общего и особенного национальной картины мира саха в культурном пространстве России.
Ключевые слова: оберег; традиционная культура; код культуры; семантика; знак; язык; национальная картина мира; саха
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.