Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020. — Т 11. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/04klsk420.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 305.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Давыдова, Е. П. К вопросу формирования в культурном фоне концепта «человек как цель» / «человек как средство» в процессе дополнительного образования / Е. П. Давыдова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04KLSK420.pdf (дата обращения: 18.04.2024).


К вопросу формирования в культурном фоне концепта «человек как цель» / «человек как средство» в процессе дополнительного образования

Давыдова Екатерина Павловна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат философских наук
E-mail: katrindavidova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-0190

Аннотация. В статье рассматривается дополнительное образование для детей в пересечении трёх предметных областей: социально-культурной деятельности, культурологии и этики. Исследуются повседневные взаимодействия педагога и ученика, в результате которых формируются элементы культурного фона. Показано, что в сфере дополнительного образования распространяется концепт «человек как средство». Дети выступают в системе дополнительного образования как средство достижения собственных целей педагогов и системы в целом. Основная цель исследования выяснить, какие установки закладываются педагогами дополнительного образования в культурный фон в процессе обучения и коммуникации с детьми: отношение к человеку и его интересам как к основной ценности и цели или как к объекту и средству достижения иных целей.

Теоретико-методологической базой исследования являются положения деятельностной концепции культуры, согласно которой культура рассматривается как специфический способ жизнедеятельности человека. Также проведенное исследование опирается на общие принципы теории культуры повседневности и когнитивной культурологии, исследующие когнитивные механизмы освоения человеком культуры. Метод исследования основан на принципах структурно-функционального анализа. Методика исследования включает в себя наблюдение, описание и контент-анализ коммуникативных текстов, возникающих в процессе дополнительного образования, а также рекламных и информационных текстов от лица соответствующих учреждений. В исследовании использовался метод интервьюирования практикующих педагогов, детей и их родителей.

Эмпирической базой исследования являются учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону, а также бюджетные учреждения, предоставляющие дополнительные услуги в сфере образования: спортивные и музыкальные школы, школы искусств и социально-культурные учреждения (культурно-досуговые центры).

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; дополнительное образование; культура повседневности; культурный фон; категорический императив Канта; система; бунт

 

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий