Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2015. — Т 6. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/03sfk415.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 546.5 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Мусийчук, М. В. Социальные основания аксиологического механизма комического / М. В. Мусийчук // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2015. — Т 6. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/03SFK415.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Социальные основания аксиологического механизма комического

Мусийчук Мария Владимировна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Профессор
Доктор философских наук, доцент
E-mail: mv-mus@mail.ru

Аннотация. В статье обоснована положение о том, что комическое представляет собой обобщенное отражение действительности, идеальную форму, выраженную на уровне смыслов, не принадлежащих самому предмету, а выражающих отношение субъекта к значению языковых высказываний, связанных текстов, образов сознания, ментальных состояний и действий. Отражены социологические исследования природы комического представленные на двух уровнях: макросоциальном и групповом. На макросоциальном уровне проводятся исследования, связанные с изучением комического в конкретном обществе или типе общества (Дмитриев, Разуваев, Борев, Benton, Davies, Oldani и др.). На групповом уровне исследуются шутки социальной группы, объединенной определенного рода деятельностью, преодолевающей давление со стороны общества. Так же проводятся исследования комического в научно-исследовательской деятельности ученых: Д. Гилберт и М. Малкей, M.J.S. Rudwick, G.D.L. Travis и др. Так, например, юмор математиков на примере чикагского и лондонского университетов исследует J.A. Paulos. Социологический анализ иронии предпринят в работе E. Wright «Социология и иронические модели». Заслуживают внимания современные социологические исследования комического А.В. Дмитриева, А.А. Сычова, И.А. Бутенко. Также вызывают интерес современные исследования о смехе Л.В. Карасева, М.Т. Рюминой, А.Г. Козинцева, В.В. Разуваева, Ю.А. Артемовой, Е.Ю. Бралгина.
Наряду с традиционными формами комического, анализируются и новые современные формы оснований комического в социальной среде. Одной из современных форм комического выступают лайфхаки как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах. Новизна подхода Мусийчук М.В. и Павлова А.П. анализирующих социальные основания лайфхаков, как формы комического заключается в ряде положений. Отметим, что «лайфхаки», могут быть проанализированы как форма интеллектуальной активности в современных социальных интеллектуальных системах. Лайфхаки по форме могут быть представлены как тексты так и как инфографика. По содержанию, лайфхаки в современных интеллектуальных системах могут быть описаны с помощью концептуальных положений теории решения изобретательских задач. Так же анализ лайфхаков позволяет выявлять, как приемы остроумия, положенные в их основу. Таким образом оказано, что лайфхаки являются формой интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах.

Таким образом, аксиологический механизм комического, в индивидуальном и общественном сознании обусловлен нерасторжимостью знаковости и социальности в юморе, и проявляется в сконцентрированных тенденциях, определяющих собой направление необходимого изменения мира, через латентную организацию, на основе юмористических фрагментов произведений мировой художественной литературы и фольклора, выражающих отношение народа к событию, явлению, факту, как наиболее широкий и глубокий способ установления связи между внешним миром и субъективным опытом личности, посредством решения задач оценочного характера, с целью выяснения значения и смысла для сегодняшнего бытия.

Ключевые слова: аксиологический механизм комического; общество; юмор; индивидуальное и общественное сознание; лайфхаки

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий