2020. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/03klsk320.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 270.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гаузер, И. В. Рецепция образов испанской живописи в творчестве художников «сурового стиля» Е.Е. Моисеенко и Т.Т. Салахова / И. В. Гаузер // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/03KLSK320.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
Рецепция образов испанской живописи в творчестве художников «сурового стиля» Е.Е. Моисеенко и Т.Т. Салахова
Гаузер Ирина Владимировна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий», Новосибирск, Россия
Старший преподаватель
E-mail: i.v.gauzer@sgugit.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2427-7576
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=862425
Аннотация. В статье рассматривается проблематика диалога русской культуры с «чужим», представленная в рамках темы рецепции образов испанской живописи в творчестве Е.Е. Моисеенко и Т.Т. Салахова как художников «сурового стиля». Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления феномена диалога культур, в результате которого возникают новые культурные артефакты, а также формируется образ «чужого» в пространстве своей культуры. Новизна исследования заключается в рассмотрении темы на материале не отдельных произведений, а в общем контексте творчества художников «сурового стиля». Автор анализирует такие относящиеся к советскому и постсоветскому периодам живописные полотна, как «В мастерской Эль Греко» Е.Е. Моисеенко, «Стул. Палитра Пикассо», «Портрет Варвары в платье Пикассо», «Мир Сальвадора Дали», «Вид на Кадакес», «Дом-мастерская Сальвадора Дали в Кадакесе», «Айдан – Звезда Востока» и ряд других, написанные Т.Т. Салаховым. Основными методами исследования выступают герменевтический и семиотический методы.
В работе выделяются образы персоносферы испанской живописи, которые подвергаются осмыслению в рамках отечественной культурной традиции. Это Эль Греко, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. К образам данных художников и созданной ими живописи обращаются Е.Е. Моисеенко и Т.Т. Салахов, которые интерпретируют «чужое», встраивают его в собственную культуру. В результате анализа образов испанской живописи в творчестве художников «сурового стиля» устанавливаются такие общие элементы, как диалог с различными культурными традициями, своего рода образная «цитация», а также обращение к образу художника, имеющему и конкретные национально-исторические, и универсальные смыслы.
Ключевые слова: рецепция; диалог культур; испанская живопись; суровый стиль; образ художника; Е.Е. Моисеенко; Т.Т. Салахов
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.