Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/02klsk223.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 312.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Шляков, А. В. Старость в оптике инаковости / А. В. Шляков, Л. В. Ребышева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/02KLSK223.pdf (дата обращения: 05.03.2024).


Старость в оптике инаковости

Шляков Алексей Владимирович
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Профессор кафедры «Гуманитарных наук и технологий»
Доктор философских наук, доцент
E-mail: schafferhund@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4294-2704
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=680196
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200215406

Ребышева Лидия Васильевна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Доцент кафедры «Маркетинга и муниципального управления»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: rebyshevalv@tyuiu.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=419799

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению такого феномена как старость. На основании анализа исследовательских работ, посвященных старости, в статье сделан вывод о том, что старость представляет собой совокупность утрат, касающихся физических, социально-психологических, когнитивных навыков и преимуществ. Подобные утраты способствуют формированию из старости образа Другого, который не соответствует основным трендам позднего модерна, что приводит либо к его маргинализации и эксклюзии, или принудительной адаптации через омоложение. Автор обращает внимание на существование двух подходов к оценке старости: биологического и социального. Биологический подход демонстрирует бесполезность существования организма после утраты им репродуктивных функций, в социальном возможность существования старости обоснована через введение символических измерений и появление социально-адаптивных форм её использования. Старость представляет собой искусственно созданный антропологический артефакт, цели которого утрачены. В статье выделены ряд аспектов влияющих на формирование образа Другого, способствующего возникновению геронтофобии: этика потребления, близость смерти, выпадение из номадического потока движения. Выявлено, что инаковость старости в современной культуре определяется невозможностью принять стратегию номадизма (движения) и новизны гиперреального. В номадическом горизонтальном движении позднего модерна отсутствуют качественные скачки, а потому различия и инаковости нивелируются. В медлительности старости обнаруживается возврат к статуарности и восстановление утраченной в позднем модерне Вертикали, которая обеспечивает высоту (дух) и глубину (смысл), через которые и возникает образ Другого в остановившемся объекте. Возникновение Другого в событийном или смысловом ряду побуждает к переживанию возможности-невозможности соприсутствия. Старость как инаковость выступает инстанцией, соприсутствие с которой приводит человека к осознанию собственной ограниченности, конечности, единичности.

Ключевые слова: старость; инаковость; Другой; культура; геронтофобия; модерн; смысл.

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий