Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/01scsk421.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 572 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Подгорный, Б. Б. Микробизнес как актор социального поля российской цифровой экономики / Б. Б. Подгорный, М. В. Обозная // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/01SCSK421.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Микробизнес как актор социального поля российской цифровой экономики

Подгорный Борис Борисович
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Профессор
Доктор социологических наук, доцент
E-mail: bpodgorny46@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2972-3603
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=573945
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/G-5862-2016
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56179962200

Обозная Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Научно-образовательный центр социальной теории и инновационных технологий
Социолог кафедры «Философии и социологии»
E-mail: manayoboz@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1122-0397
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=953368

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования микробизнеса как актора социального поля российской цифровой экономики.

Анализ научной литературы показал, что исследования микробизнеса в основном направлены на экономические характеристики. Однако понимание социальных характеристик микробизнеса имеет не менее важное значение, чем экономические показатели его деятельности. Для восполнения данного пробела мы исследовали российскую цифровую экономику в качестве социального поля, одним из акторов которого является микробизнес.

В процессе исследования определен ряд социальных характеристик микробизнеса. Среди показателей этой группы наиболее важным является то, что 20 процентов микробизнеса явно не поддерживают развитие цифровой экономики. Также необходимо отметить, что только 17 процентам респондентов известно, что с 2020 года в России действует государственная программа бесплатного дополнительного образования в сфере цифровой экономики с возможностью получения цифрового сертификата.

Средний уровень цифровой грамотности микробизнеса составляет 35,2 балла по 100-бальной шкале, при этом самооценка респондентами своего уровня цифровой грамотности превышает реальные показатели в 1,5 раза. Средний уровень самозащиты информации, также рассчитанный по 100-бальной шкале и показывающий уровень защищенности информации респондентов в цифровой среде, составляет 26 баллов.

Более 44 процентов представителей микробизнеса относятся к направленности диспозиций «развитие» и характеризуются предпочтением к улучшению, совершенствованию процессов, с которыми они сталкиваются. Наиболее крупная группа респондентов — 15,4 процента — относиться к габитусу «коммерсант», которой свойственно внедрение оптимальных и продвинутых технологий, методов, практик для развития в различных отраслях, в том числе и в цифровой экономике.

Делается вывод о необходимости разработки и реализации мероприятий, касающихся повышения цифровых показателей и информированности о возможностях и поддержке, предоставляемых государством для развития цифровой экономики.

Ключевые слова: микробизнес; цифровая экономика; цифровая грамотность; направленность диспозиций; габитусы

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий