Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/40flsk421.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/40FLSK421 (https://doi.org/10.15862/40FLSK421)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 467.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Щетинина, А. В. Иллюзорный индивидуализм и ложный коллективизм: новые номинации сетевых отношений / А. В. Щетинина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/40FLSK421.pdf. — DOI: 10.15862/40FLSK421. (дата обращения: 25.04.2024).


Иллюзорный индивидуализм и ложный коллективизм: новые номинации сетевых отношений

Щетинина Анна Викторовна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия
Институт экономики и управления
Доцент кафедры «Языков массовых коммуникаций»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: anna-73.schetinina@yandex.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=316036
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/F-7289-2016
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191403652

Аннотация. Рассматривается вопрос о современной коммуникации в сети Интернет в аспекте идеи о трансформации молодежных ценностей, в частности идеи об индивидуализме как характерной черте молодежи в XXI веке. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31221. Цель исследования — проанализировать лексическую репрезентацию идей индивидуализма и коллективизма в интернет-общении как двух концептуальных взглядов на жизнь. Методами компонентного, контекстного, интерпретационного видов анализа изучаются неологизмы, которые появились в русском языке в последние 20 лет как номинации новых для российской действительности реалий, связанных с проявлениями индивидуализма и коллективизма в интернет-взаимодействии. Подчеркивается, что особым пространством для коммуникации молодежи стали социальные сети, которые создали новые условия для появления и развития не известных ранее форм коммуникации, таких как инфлюенсерство, кибербуллинг, шейминг, партизанский маркетинг и др. Анализируются значения новых слов и их речевое употребление. Результаты показывают, что представления об индивидуализме современной молодежи не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Доказывается, что ряд новых слов, таких как инфлюенсерство, амбассадорство, евангелизм и др., называющих феномены, казалось бы, связанные с индивидуалистическими проявлениями личности, актуализируют семантику зависимости человека от общественного мнения, лайков и дизлайков, одобрения фолловеров и под., а не противопоставления себя коллективу, как это представлено в определении слова индивидуализм. Отмечается, что в то же время стремление человека к объединению с другими людьми в социальных сетях никуда не исчезло, оно проявляется в образовании сообществ, групп, в общении на форумах, однако приобрело форму неустойчивых связей, поскольку серьезных оснований для объединения мало. Данные лингвистического анализа частично верифицируют результаты исследований индивидуализма, полученные социологами, педагогами, психологами и другими представителями других наук.

Ключевые слова: индивидуализм; коллективизм; неологизмы; семантика; сетевая коммуникация; ценности молодежи

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий