Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/38klsk222.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 257.3 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Николаева, Е. А. Культура письма в современном прочтении (по повести Т. Теллегена «Письма только для своих») / Е. А. Николаева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/38KLSK222.pdf (дата обращения: 19.05.2024).


Культура письма в современном прочтении (по повести Т. Теллегена «Письма только для своих»)

Николаева Екатерина Александровна
ГАУО ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Профессор департамента методики обучения
Доктор культурологии, доцент
E-mail: k_katrina69@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5424-0251
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=638101

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена письма, являющегося одним из старейших артефактов культуры. Письмо можно рассматривать и как речевой жанр, и как как один из основных механизмов коммуникации, и как культурную традицию. Являясь основной единицей отдельного вида культуры, оно оказало влияние на литературный процесс, и выступая в качестве художественного образа, и положив начало возникновению эпистолярного жанра. Особенно интересным стало художественное воплощение письма в детской литературе, одной из важнейших функций которой является воспитательная функция, предполагающая освоение традиций подрастающим поколением.

Автор статьи анализирует феномен письма на материале книги нидерландского писателя Тоона Теллегена «Письма только для своих». Исследование проводилось на стыке нескольких научных областей с использованием в качестве методологической основы принципа междисциплинарного подхода к изучению явлений культуры. В качестве этапов анализа автор использует такие элементы культуры письма, как адресат, адресант и текст.

Автором выделено следующее. Во-первых, письмо в художественном осмыслении нидерландского писателя обретает особую значимость, выполняя сразу несколько функций. Оно является средством коммуникации и средством решения собственных внутренних проблемам. Кроме того, оно способствует формированию и сохранению системы духовно-нравственных ценностей.

Во-вторых, адресантом, как и адресатом письма может выступать любое реальное или вымышленное существо или явление. Письмо может быть написано даже самому письму.

В-третьих, текст письма многоаспектен в своих воплощениях: он может быть радостным, свирепым, рычащим, пахнущим розой, написанным на воде или на небе и, главное, живым.

Автор статьи рассматривает художественное воплощение сущностной характеристики письма, определяя её через понятие культурной памяти, квинтэссенции человеческого опыта, выраженного через слово.

Ключевые слова: письмо; эпистолярный жанр; художественная литература; механизмы коммуникации; культурная память

 

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий