Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/31klsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 842.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Алексеева, Т. П. Образы алтайской мифологии как универсальные символы в живописи и графики художников Алтая / Т. П. Алексеева, Н. В. Виницкая, И. А. Шевлякова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/31KLSK122.pdf (дата обращения: 23.04.2024).


Образы алтайской мифологии как универсальные символы в живописи и графики художников Алтая

Алексеева Татьяна Петровна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», Бийск, Россия
Доцент кафедры «Изобразительное искусство, технология и дизайн»
Кандидат искусствоведения
E-mail: tatyana.alekseevasergeeva@mail.ru

Виницкая Наталья Владимировна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», Бийск, Россия
Доцент кафедры «Историко-правовые и социально-гуманитарные дисциплины»
Кандидат искусствоведения
E-mail: Natigor007@yandex.ru

Шевлякова Ирина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», Бийск, Россия
Судент 3 курса
E-mail: irailya0503@gmail.com

Аннотация. Материал текста посвящен отражению образов алтайской мифологии в живописи и графике художников Алтая. На основе искусствоведческого анализа живописных и графических произведений художников Алтая XX — начала XXI века дается подтверждение наличия мифологизирования в изобразительном искусстве. Мифологизирование становится способом организации материала для художников, обращающихся к алтайскому фольклору и мифу во имя сохранения и возрождения национальных форм культуры. При этом используется разная манера подачи мифологических образов в авторских произведениях: как реалистическая трактовка образов, так и обращение к этнопримитиву. Рассматриваются и анализируются в живописных и графических работах художников Алтая основные аспекты произведений:

  • сюжет;
  • композиция.

Подчеркивается специфика творчества художников Алтая. В созданных художественных произведениях алтайские художники передали глубину мифологического мышления с его дуализмом, символикой, сюжетами. Художники зрительно воплотили первобытные ценности алтайских народов, дух и жизнеощущение их первобытных предков. В целом искусство профессиональных мастеров Алтая характеризуется многообразием подходов к интерпретации мифологических образов. Высшим ее проявлением считается определённая преемственность мифологического мышления, при которой происходит возвращение к этнокультурным особенностям образного мировосприятия, интерпретация в русле наследования мифологического символизма и антропоморфизма. Почитание природы выражается в создании персонифицированных образов рек и гор, а дуалистические взгляды, уходящие корнями в мифологию, позволяют показать мир в единстве его противоположностей. В качестве наиболее часто встречающихся образов в картинах художников Алтая можно обнаружить горы, деревья, священных птиц и животных. Стилизованные и использованные как «цитата» образы мифологии в авторских работах сочетаются с высоким уровнем постижения и отражения мифопоэтического народного восприятия.

Ключевые слова: изобразительное искусство; миф; образ; культурная преемственность; символика; живопись; графика

 

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий