2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/26flsk419.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 300.2 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Артаев, С. Н. Цвет в коммуникативном поведении калмыков / С. Н. Артаев, Б. В. Баринова, Ж. А. Мукабенова [и др.] // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/26FLSK419.pdf (дата обращения: 19.02.2025).
Цвет в коммуникативном поведении калмыков
Артаев Сергей Николаевич
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Доцент кафедры «Калмыцкого языка, монголистики и алтаистики»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: ArtaevSN@yandex.ru
Баринова Байрта Валерьевна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Ассистент кафедры «Калмыцкого языка, монголистики и алтаистики»
E-mail: bbarinova@yandex.ru
Мукабенова Жанна Алексеевна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Старший преподаватель кафедры «Калмыцкого языка, монголистики и алтаистики»
E-mail: zhanna61297@yandex.ru
Горяев Гаря Алексеевич
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Студент
E-mail: goryaev.garya@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу одного из средств невербальной коммуникации, а именно, рассматриваются особенности цветообозначений в коммуникативном поведении калмыков. Помимо общекультурных и ситуативных норм национально-культурная специфика наблюдается в невербальной коммуникации и социальном символизме народа. К национальному социальному символизму относятся символика одежды, цветовые оттенки, цифры и числа, подарки, украшения, предметы собственности и т. д. В данной работе сделана попытка рассмотреть функции и значения цвета в коммуникации калмыков, роль различных цветов в речевом и неречевом поведении. Знание значений сигналов невербальной коммуникации способствует эффективному общению в повседневных, корпоративных, деловых и межкультурых коммуникациях. С помощью цвета, своеобразного индикатора, выражались эстетические, этические нормы, а также указывалось на социальные, политические и даже этнические признаки. Традиции цветовой символики сейчас во многом утеряны, особенно в развитых индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету, но, тем не менее, символика цвета сохраняется в психологической мотивации выбора одежды, предметов интерьера в повседневной жизни.
С момента своего возникновения цветовая символика самым тесным образом была связана с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Ключевые слова: коммуникативное поведение; общение; невербальные средства общения; национальный характер; цвет и цветообозначения; социальный символизм; религиозное сознание

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.