Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2017. — Т 8. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/08sfk417.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 269.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Скрипниченко, Н. В. Путешествие одного сюжета / Н. В. Скрипниченко, Е. Н. Коновальчик // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2017. — Т 8. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SFK417.pdf (дата обращения: 25.04.2024).


Путешествие одного сюжета

Скрипниченко Николай Васильевич
ГБОУ ВО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки», Россия, Магнитогорск
Профессор кафедры «Музыкального искусства эстрады»
Кандидат искусствоведения
E-mail: nvskrip@mail.ru

Коновальчик Елена Николаевна
ГБОУ ВО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки», Россия, Магнитогорск
Преподаватель высшей категории кафедры «Истории и теории музыки»
E-mail: alenush@gmail.com

Аннотация. Сюжет – это идея, насыщаемая содержанием и облекаемая в форму. В идее отражаются закономерности нашей реальности, осмысленные и преломлённые через взгляды художника. Идея может интерпретироваться в зависимости от вида искусства, от исторического периода с определённым кругом художественных законов и средств воплощения, от жанра с присущими ему чертами. Особый интерес представляют сюжеты, мигрирующие по временам, странам и жанрам, что способствует продлению их художественной жизни. Одним из таковых является жанр сказки. Объектом данного исследования является сказка Г. Х. Андерсена «Ледяная дева». Предмет – интерпретации сюжета в различных видах искусства. Всемирно известная сказка «Ледяная дева» (в России известная как «Снежная королева») – самая светлая, гуманная из сказок Андерсена, легла в основу множества сюжетов художественных произведений разных видов искусства: литературы, поэзии, музыки, анимационного кино. В статье авторы рассматривают варианты указанного сюжета-архетипа: из сферы поэтического искусства – баллада «Ледяная дева» Апухтина; из музыкального – балет «Поцелуй Феи» Стравинского; из мультипликации – американский мультфильм «Ледяная дева», а также отечественный мультфильм «Снежная королева».

Прежде всего, в этих произведениях различается подача главных персонажей. Несколько различна в указанных произведениях и ситуация встречи Снежной Королевы и Кая. Способ заколдовывания тоже имеет разные художественные решения. Различия разворачивающихся ситуаций влияют и на характер взаимоотношений главных героев. По-разному подошли авторы и к решению развязки сюжета. В каждом случае индивидуально представлено и языковое решение сочинений. Андерсен необычайно талантливо и ярко обращается к методу символики. В балладе Апухтина, напротив, поэтический язык лишён иносказательности и скрытого смысла. Стравинский отличается необычайной оригинальностью своих музыкальных решений. В данном случае это проявляется в смелости и уместности применения цитат (из произведений Чайковского). Из композиторских приёмов авторы прежде всего выделяют диалогичность и иллюстративность. Все они являются мощными средствами усиления общей драматургии, придавая ей выразительность, выпуклость образов, гибкость и убедительность.

Интерпретации основного сюжета отражают разные повороты общей фабулы и претворяют в итоге индивидуальные драматургические решения, наделяя их различным смыслом и формируя различные концепции.

Ключевые слова: сюжет; идея; Андерсен; интерпретация; сказка; поэзия; стихотворение; музыка; балет; анимационное кино; Ледяная дева; Снежная королева; Апухтин; Стравинский; персонаж; цитирование; символика; диалогичность; иллюстративность; концепция

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий