Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/01scsk321.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 332.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Максимова, О. Б. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов: функции в социальной коммуникации / О. Б. Максимова, А. А. Масликов // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/01SCSK321.pdf (дата обращения: 20.04.2024).


Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов: функции в социальной коммуникации

Максимова Ольга Борисовна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия
Доцент
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: maximova-ob@rudn.ru

Масликов Александр Альбертович
ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна»
Филиал в г. Протвино, Протвино, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук
E-mail: masspref@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1495-8506

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы, существующие в гуманитарных науках, к пониманию гендерных стереотипов как к разновидности социальных стереотипов. Авторами выявлен наиболее адекватный подход к стереотипам как к феноменам, способствующим восприятию и интерпретации пространства социальной коммуникации, проводит анализ их функций и способов передачи в процессе коммуникации.

Авторы подробно останавливаются на содержании понятия «стереотип» и существующих в современной науке подходах к пониманию данного феномена, а потом переходят к выявлению специфики и закономерностей функционирования гендерных стереотипов.

В исследовании сопоставляются четыре основных подхода к определению социального стереотипа, на основании чего авторы приходят к заключению, что при рассмотрении функций гендерных стереотипов в социальной коммуникации наиболее удобен подход к стереотипу как к образу/представлению. Произведен детальный анализ гендерных стереотипов, выделены функции гендерных стереотипов в социальной коммуникации. Установлено, что гендерные стереотипы в пространстве коммуникационных символов могут играть положительно-конструктивную роль в сохранении традиционных черт и особенностей культуры данного социума, а могут при определенных условиях приводить к негативным последствиям, усугублять неравенство по половому признаку.

В заключении представлен вывод, что в каждом обществе и культуре существуют свои общепринятые нормы и формы передачи представлений о мужественности и женственности, причем такая категоризация отличается стабильностью. Благодаря репрезентации гендера СМИ осуществляют кумулятивную передачу системы ценностей, определяющей как гендерную идентичность индивида, так и стереотипные представления о мужчинах и женщинах как социальных группах и их взаимоотношениях.

Ключевые слова: социальные стереотипы; социальная коммуникация; гендерные стереотипы; гендерные отношения; теория социальной идентичности; гендерная репрезентация; социальные функции стереотипов; гендерная дифференциация общества; половой символизм

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий