Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/32klsk421.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 415.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Кораблина, М. В. Феномен открытой культуры и вызовы современности / М. В. Кораблина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32KLSK421.pdf (дата обращения: 25.04.2024).


Феномен открытой культуры и вызовы современности

Кораблина Марина Викторовна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Доцент кафедры «Межкультурной коммуникации»
Кандидат культурологии, доцент
E-mail: marinakorablina@yahoo.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3514-6945
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=683832

Аннотация. В работе анализируется феномен открытости культуры в контексте вызовов современности. Автор считает, что концепт «открытость» чрезвычайно актуализируется в современную эпоху, что открытость, являясь феноменом культуры, становится важным дискурсом для исследований. Применение феноменологического, компаративного, аналитического и историко-культурологического методов, а также парадигмального подхода позволило автору сконцентрировать проблемы современной культуры в ареале открытости и позиционировать несколько исследовательских парадигм понимания её сущности в контексте глобализации, представить новую парадигму открытой культуры. Автор выделяет следующие парадигмы: парадигма неравенства, фиксирующая технологическое неравенство культур, цифровые разрывы, неравномерное проживание глобализационного опыта. Парадигма кризиса культуры, которую составляют теории, основанные на идее масштабного кризиса современной культуры. Парадигма плюрализации культурной реальности, накопление новых смыслов множественности, плюральности, мозаичности и многоликости. В статье также затрагивается актуальная проблема эффективной межкультурной коммуникации, которая рассматривается в рамках диалоговой парадигмы. Обосновывая необходимость выделения парадигмы открытости культуры, автор рассматривает основные подходы к понятиям «открытость культуры» и «открытая культура»: философский, синергетический, культурологический. Проанализировав концепции исследователей, автор приходит к выводу, что открытость есть имманентное, сущностное свойство культуры. Но так как каждая культура всегда социально детерминирована и, существуя в определенном времени и пространстве, обладает специфическими цивилизационными, конкретно-историческими, этническими, национальными, региональными и другими характеристиками, то можно говорить о различной степени открытости, о разных моделях открытой культуры. Степень открытости своей культуры определяет общество. Понятие «открытой культуры» тесно переплетено с понятием «общества». Открытая культура — это интенционально заданный обществом тот или иной объем открытости культуры.

Ключевые слова: культура; открытость культуры; открытая культура; парадигмы культуры; диалог; философия культуры; современная культура

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий